Что такое правильные ЧПУ
Свободным переводом английского обозначения «Search Engine Friendly URLs» является аббревиатура ЧПУ, что в расшифровке на русский язык значит, как «человеко-понятные урлы». Для пользователя это означает понятные и легкие адреса.
То, что существуют дружественные и понятные пользователям адреса догадываются многие пользователи интернета. Но в работе используют немногие. Причиной неизвестности таких адресов, служит то, что сложно найти инструкцию по их применению. Само понятие «человеко-понятные урлы» существует уже несколько лет. В этой статье мы дадим практические советы по выбору приемлемой структуры «ЧПУ».

Как выглядит подобный URL

Изучим примеры адресов сайтов:

  • www.somesite.com/somepage.php?page_some_id55;
  • www.onesite.com/pagenumber.aspx?page_id4_lang7=id7991
А теперь пример адреса доступный для понимания:

  • www.bestshop.com/bestproducts;
  • www.knoledge.com/information_systems.
Из примеров не вооруженным взглядом видно, насколько удобно применять адреса с ЧПУ.

ГЛАВНЫЕ ДОСТОИНСТВА ЧПУ-АДРЕСОВ:

1. Позволяет применять ключевые слова, которые оказывают на сортировку (ранжирование) страниц в поисковиках.
2. Повышается качество кликабельности, так как ключевые слова выделяются другим цветом при поиске.
3. Проще запоминать адреса страниц.
4. Снижается вероятность встречи внутренних дубликатов.
5. ЧПУ-адреса помогают определить, чему будет посвящена страница, на которую пользователь желает перейти.
6. Простота навигации по сайту. Пользователь осведомлен в каком разделе сайта он находится.
7. Простота работы с аналитикой.

Огромные преимущества применения ЧПУ-адресов не вызывают сомнений. Но в организации структуры таких адресов есть «подводные камни», которые следует принимать во внимание.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧПУ-АДРЕСОВ

Достоинства использования ЧПУ-адресов будут понятны, если правильно применять. Для этого следует знать, чем отличаются новые версии страниц сайта от старых версий.
Тип сайта и содержимое влияет на структуру ЧПУ-адресов. К разделам типа «Информация», «Описание», «О нас», «Контакты» и им подобных применим адрес вида /somepage/. Подобный тип адреса применим для онлайн-магазинов и информационных порталов.

Адреса вида /somepage.php подойдет к таким страницам: «Новости», «Продукция», «Отзывы» для сайтов практически всех типов. Особенно для онлайн-магазинов и информационных порталов.

Шаблон /id/sometitle применим для страниц содержимое которых меняется со временем, то есть динамически. Но и приемлем для сайтов, чье содержимое страниц с течением времени не меняется, то есть статических. Это новостные и информационные ресурсы. Также приемлем шаблон вида /1771/seo-saitov. Но здесь присутствует недостаток - пользователю трудно запомнить ID, если таковых множество. Зато в информационно-обзорных порталах ID позволит уникализировать адрес, прикрепив к нему соответствующее содержание страницы. Тем не менее специалисты советуют убрать ID для простоты передачи данных и запоминания. Добавление порядкового номера к заголовку требуется, если перед разработчиками стоит задача сделать (заголовок) уникальным и не повторяющимся.

В тех случаях, когда ставка делается на актуальность подаваемой информации, в ЧПУ-адресах нужно добавлять дату и время, но можно и одну дату. Адреса типа /year/month/day/title.html способствуют быстро отсортировать данные по последней дате. Или же позволит незамедлительно дать доступ пользователю, чтобы ознакомился с материалами прошлых периодов в поисковой машине. Данный шаблон комфортен при чтении как новостных ресурсов, так и популярных блогов.
Адрес с ЧПУ в котором представлена цепочка навигации и структуризация объектов по иерархии применяется в онлайн-магазинах, информационно-новостных сайтах, блогах и интернет-дневниках. К примеру, шаблон /category/category10/name упростит жизнь web-разработчику при прикреплении к ним адресов за новостями или продукцией (товарами). Кроме того, облегчит навигацию посетителям при посещении таких вот сайтов.

Разработка сайта начинается с выбора рубрик и разделов. Затем нужно подобрать к ним подрубрики и детали этих подрубрик. Каркас ЧПУ-адреса должен проектироваться чтобы по нему была понятна сама конструкция сайта. Для муниципальных порталов наиболее распространены разделы типа /about/, posts/, /sport/, /job/ и так далее. Разделы должны обязательно быть детализированы, например, /spotrs/chess или /spotr/chess/chess-palace. Те сайты что содержат иерархическую структуру также проектируются по тем советам что и муниципальные порталы.

ЧТО ВЫБРАТЬ? ЛАТИНИЦА, КИРИЛЛИЦА, ТРАНСЛИТ

Какой вид написания адреса с ЧПУ использовать? Латиница, транслит, а может кириллица? С позиции удобочитаемости в одном проекте не стоит спутывать разные шрифты и написание, чтобы посетитель не сбивался с толку, переключая раскладку на клавиатуре. Современные поисковые машины и системы прекрасно распознают виды написаний. Будь то кириллица, латиница или транслит. Принципиально разницы для них нет. И тем не мене крайне нежелательно смешивать в одном проекте имеющиеся доступные написания адресов с ЧПУ.

Определенные моменты при разработке и применении ЧПУ-адресов необходимо принимать во внимание. Первое: если домен кириллический, а адрес короткий (по символам), то кириллица подойдет. Если посетитель пожелает скопировать адрес и вставить в текстовый редактор, то тут возникают трудности с кодировкой. При копировании и вставке кириллического ЧПУ-адреса получается большой и непонятный набор символов.

Написание человеко-понятных адресов латиницей сгодится для новостных разделов, разделов «Контакты», «О нас». Одним словом, для тех онлайн-порталов, которые используют не изменяющееся со временем содержание (статический контент). Так, пользователям таких сайтов уже привычно видеть обозначения вида /news/, /cоntacts/, /about us/ и так далее.
Написание ЧПУ-адресов транслитерацией подойдет для названия содержимого страницы (контента). К счастью, прогресс в сети Интернет зашел далеко, поэтому ПС понимают разное написание адресов. Что делает неважным то, как проводилась транслитерация.

КОЛИЧЕСТВО СИМВОЛОВ В ЧПУ-АДРЕСЕ

Длинные адреса неудобны и непрактичны. Первая трудность - сложно запомнить. Вторая трудность - часть содержимого обрывается при вставке в сообщения.

Количество символов в человеко-понятных адресах в пределах от 60 до 80. Чем короче такой адрес, тем легче таким адресом пользоваться. Специалисты по разработке сайтов не советуют показывать в ЧПУ всю структуру. Можно взять только первую, последнюю и одну из подкатегорий.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В адресах не разрешены пробелы между символами и словами. Для таких целей рекомендован дефис (-) или нижнее подчеркивание. Поисковые системы без особых усилий определяют такие адреса.

ДЛЯ МНОГОЯЗЫЧНЫХ САЙТОВ

Современные интернет-сайты имеют двуязычную или многоязычную версию сайта. На просторах рунета, например, модно иметь три языка, русский, английский и немецкий (французский). ЧПУ-адреса выделяют языковое разнообразие. Если необходим многоязычный сайт, то нужно после названия домена сделать требуемые буквенные обозначения.