ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ПРОКЛЯТИЕ

Самое фиговое — это продвигать бизнес без внутреннего содержания. Когда понимаешь: «Ну, короче, люди собрались, чтобы попытаться заработать денег. Так-то им все равно, но кушать надо». С первого дня сотрудничества ты чувствуешь, что и сам для них что-то делаешь по той же прозаической причине.


А мозг — он дурак-дурак, но умный. Он тебе ежедневно подает настойчивые сигналы: неприятно писать (дизайнить / снимать / настраивать таргет) для этой конторы. Скучно и муторно. И креативы выходят ходульные, и аналитика как бы намекает, что публике неинтересно.


Но ты обманываешь себя легендами и мифами про «профессионализм». Тебе должно быть все равно, с чем ты работаешь. Ты ж –надцать лет в деле. Видел таких кадавров от предпринимательства, что волосы дыбом. И ничего — спокойно спал по ночам.


Какое-то время мантры о профессионализме прокатывают, а потом хлоп — и ты больше не можешь. Тебе хоть чем тыкай в нос — долгом перед близкими, сделанными на нерве обещаниями, твоими планами (с мрачной решимостью записанными от руки) и тем, что твоя финансовая подушка — размером с тряпочку для протирки монитора. Все, баста, ты вежливо уклоняешься от дальнейшего сотрудничества.


Когда такое происходит раза три-четыре подряд, поневоле задумываешься — отчего эти грабли все одинаковые, и почему в таком изобилии валяются на пути?


И вот какие есть соображения: бог, как говорится, леса не ровнял. За бизнесом стоят люди, и они мотивированы столь по-разному, что трудно даже грубо классифицировать типы их мотиваций. А не знаешь мотивации бизнесового персонажа — наступишь со всем своим профессионализмом на знакомый садовый инструмент.


Как тогда понимать, с кем работать, а от кого все равно свалишь? Можно житейски «типировать» не людей, а сам бизнес. Если упростить, бывают предприятия по удовлетворению вечных базовых потребностей. Ну вот это все: туалетная бумага, одежка, ремонт жилья, еда, вкусная еда, доставка вкусной еды, подгузники, игрушки, шампуни, ножи, шторы для ванн, пакеты для мусора, ботинки-шнурки…


С этим многое понятно. Видишь еще один магазин эконом-обуви, еще одни «Хозтовары» — можешь, конечно, поучаствовать, но будет уныло. На рынке базовых потребностей нет по-настоящему новых идей и почти отсутствует любовь к делу, потому что тысячелетиями на нем продаются расходные материалы к жизни. Рас-ход-ни-ки.


Другая крайность — бизнес, ушедший в Нарнию. Это когда деньги появляются из денег — портфельные инвестиции, аккуратная игра на фондовом рынке. Или когда свои деньги появляются из чужих денег — хедж-фонды, брокерство, банки, кредитование. Тут работа с абстракциями экономического свойства. Они вообще не про жизнь.


И вот меж этими крайностями лежит затянутое туманом Поле Чудес, на котором растут бизнесы «необязательные». От «давайте сделаем Твиттер с голосовыми сообщениями для любителей голосовых сообщений, чтобы они там все собрались» до «я люблю красить автомобили, я смотрю, как другие красят, я все машины во дворе знаю, как надо перекрасить, а моя в следующем году будет ультрамариновой».


Среди «необязательных» бизнесов самые офигенные — это те, которые и не задумывались как бизнес, а выросли органично из жизненного увлечения, хобби, страсти владельцев. Бывает, что у тебя начинается «деловой разговор», скажем, с чуваком, у которого ювелирная мастерская. И через сорок минут ты обнаруживаешь, что тот рассказывает тебе о свойствах самоцветов, да об истории их добычи, да о видах их огранки. А тебе жуть как интересно, и ты забыл, зачем вы вообще встретились, и он забыл, и речь уже пошла о том, где Бажов в своих уральских сказах нафантазировал, а где написал, как в действительности оно бывает…


Вот это и есть настоящий деловой разговор. Некоторые производители аудиоаппаратуры так повернуты на психоакустике, что готовы два часа тебе разъяснять с обильной жестикуляцией и рисунками на салфетках, почему стерео в наушниках — это не то стерео, которое получается, если слушаешь полочные колонки. Работай с такими.


Некоторые производители ножей находят поэзию в таблицах твердости стали. Специалисты по тюнингу мотоциклов — заботятся о приятности рокота двигателей. Создатели ботинок ручной работы исходят из того, что кожаный верх обуви должен быть практически вечным, и меньшее их не устраивает. Работай с такими.


Духовный глава буддистов Далай-лама XIV обожает чинить старые радиоприемники и часовые механизмы. Ему, понимаешь, на роду написано спасать людей от колеса перерождений, а он хвать паяльник и давай канифолью чадить… Работай с такими.


***


Потому что рядом с настоящим содержательным увлечением обретает полноту и ценность твоя собственная креативность, твоя способность к анализу, твоя специфическая натасканность на различение того, что «АГОНЬ» и того, что «УГ».


Профессионализм-то он, оказывается, не только в том, чтобы знать «как». Но и в том, чтобы понимать «что» и «зачем».